1
Со мной с утра не расставался Дождь.
 — О, отвяжись! — я говорила грубо.
 Он отступал, но преданно и грустно
 вновь шел за мной, как маленькая дочь.
Дождь, как крыло, прирос к моей спине.
 Его корила я:
 — Стыдись, негодник!
 К тебе в слезах взывает огородник!
 Иди к цветам!
 Что ты нашел во мне?
Меж тем вокруг стоял суровый зной.
 Дождь был со мной, забыв про все на свете.
 Вокруг меня приплясывали дети,
 как около машины поливной.
Я, с хитростью в душе, вошла в кафе.
 Я спряталась за стол, укрытый нишей.
 Дождь за окном пристроился, как нищий,
 и сквозь стекло желал пройти ко мне.
Я вышла. И была моя щека
 наказана пощечиною влаги,
 но тут же Дождь, в печали и отваге,
 омыл мне губы запахом щенка.
Я думаю, что вид мой стал смешон.
 Сырым платком я шею обвязала.
 Дождь на моем плече, как обезьяна,
 сидел.
 И город этим был смущен.
Обрадованный слабостью моей,
 он детским пальцем щекотал мне ухо.
 Сгущалась засуха. Все было сухо.
 И только я промокла до костей.
2
Но я была в тот дом приглашена,
 где строго ждали моего привета,
 где над янтарным озером паркета
 всходила люстры чистая луна.
Я думала: что делать мне с Дождем?
 Ведь он со мной расстаться не захочет.
 Он наследит там. Он ковры замочит.
 Да с ним меня вообще не пустят в дом.
Я строго объяснила: — Доброта
 во мне сильна, но все ж не безгранична.
 Тебе ходить со мною неприлично. —
 Дождь на меня смотрел, как сирота.
— Ну, черт с тобой, — решила я, — иди!
 Какой любовью на меня ты пролит?
 Ах, этот странный климат, будь он проклят! —
 Прощенный Дождь запрыгал впереди.
3
Хозяин дома оказал мне честь,
 которой я не стоила. Однако,
 промокшая всей шкурой, как ондатра,
 я у дверей звонила ровно в шесть.
Дождь, притаившись за моей спиной,
 дышал в затылок жалко и щекотно.
 Шаги — глазок — молчание — щеколда.
 Я извинилась: — Этот Дождь со мной.
Позвольте, он побудет на крыльце?
 Он слишком влажный, слишком удлиненный
 для комнат.
 — Вот как? — молвил удивленный
 хозяин, изменившийся в лице.
4
Признаться, я любила этот дом.
 В нем свой балет всегда вершила легкость.
 О, здесь углы не ушибают локоть,
 здесь палец не порежется ножом.
Любила все: как медленно хрустят
 шелка хозяйки, затененной шарфом,
 и, более всего, плененный шкафом —
 мою царевну спящую — хрусталь.
Тот, в семь румянцев розовевший спектр,
 в гробу стеклянном, мертвый и прелестный.
 Но я очнулась. Ритуал приветствий,
 как опера, станцован был и спет.
5
Хозяйка дома, честно говоря,
 меня бы не любила непременно,
 но робость поступить несовременно
 чуть-чуть мешала ей, что было зря.
— Как поживаете? (О блеск грозы,
 смиренный в тонком горлышке гордячки!)
 -Благодарю, — сказала я, — в горячке
 я провалялась, как свинья в грязи.
(Со мной творилось что-то в этот раз.
 Ведь я хотела, поклонившись слабо,
 сказать:
 — Живу хоть суетно, но славно,
 тем более, что снова вижу вас.)
Она произнесла:
 — Я вас браню.
 Помилуйте, такая одаренность!
 Сквозь дождь! И расстоянья отдаленность! —
 Вскричали все:
 — К огню ее, к огню!
— Когда-нибудь, во времени другом,
 на площади, средь музыки и брани,
 мы б свидеться могли при барабане,
 вскричали б вы:
 — В огонь ее, в огонь!
За все! За дождь! За после! За тогда!
 За чернокнижье двух зрачков чернейших,
 за звуки, с губ, как косточки черешни,
 летящие без всякого труда!
Привет тебе! Нацель в меня прыжок.
 Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий!
 Лижи мне руки в нежности великой!
 Ты — тоже Дождь! Как влажен твой ожог!
— Ваш несколько причудлив монолог, —
 проговорил хозяин уязвленный. —
 Но, впрочем, слава поросли зеленой!
 Есть прелесть в поколенье молодом.
-Не слушайте меня! Ведь я в бреду! —
 просила я. — Все это Дождь наделал.
 Он целый день меня казнил, как демон.
 Да, это Дождь вовлек меня в беду.
И вдруг я увидала — там, в окне,
 мой верный Дождь один стоял и плакал.
 В моих глазах двумя слезами плавал
 лишь след его, оставшийся во мне.
6
Одна из гостий, протянув бокал,
 туманная, как голубь над карнизом,
 спросила с неприязнью и капризом:
 — Скажите, правда, что ваш муж богат?
— Богат ли он? Не знаю. Не вполне.
 Но он богат. Ему легка работа.
 Хотите знать один секрет? — Есть что-то
 неизлечимо нищее во мне.
Его я научила колдовству —
 во мне была такая откровенность-
 он разом обратит любую ценность
 в круг на воде, в зверька или траву.
Я докажу вам! Дайте мне кольцо.
 Спасем звезду из тесноты колечка! —
 Она кольца мне не дала, конечно,
 в недоуменье отстранив лицо.
— И, знаете, еще одна деталь-
 меня влечет подохнуть под забором.
 (Язык мой так и воспалялся вздором.
 О, это Дождь твердил мне свой диктант.)
7
Все, Дождь, тебе припомнится потом!
 Другая гостья, голосом глубоким,
 осведомилась:
 — Одаренных богом
 кто одаряет? И каким путем?
Как погремушкой, мной гремел озноб:
 -Приходит бог, преласков и превесел,
 немножко старомоден, как профессор,
 и милостью ваш осеняет лоб.
А далее — летите вверх и вниз,
 в кровь разбивая локти и коленки
 о снег, о воздух, об углы Кваренги,
 о простыни гостиницей больниц.
Василия Блаженного, в зубцах,
 тот острый купол помните?
 Представьте —
 всей кожей об него!
— Да вы присядьте! —
 она меня одернула в сердцах.
8
Тем временем, для радости гостей,
 творилось что-то новое, родное:
 в гостиную впускали кружевное,
 серебряное облако детей.
Хозяюшка, прости меня, я зла!
 Я все лгала, я поступала дурно!
 В тебе, как на губах у стеклодува,
 явился выдох чистого стекла.
Душой твоей насыщенный сосуд,
 дитя твое, отлитое так нежно!
 Как точен контур, обводящий нечто!
 О том не знала я, не обессудь.
Хозяюшка, звериный гений твой
 в отчаянье вселенном и всенощном
 над детищем твоим, о, над сыночком
 великой поникает головой.
Дождь мои губы звал к ее руке.
 Я плакала:
 — Прости меня! Прости же!
 Глаза твои премудры и пречисты!
9
Тут хор детей возник невдалеке:
 Наш номер был объявлен.
 Уста младенцев. Жуть.
 Мы — яблочки от яблонь.
 Вот наша месть и суть.
Вниманье! Детский лепет.
 Мы вас не подведем.
 Не зря великолепен
 камин, согревший дом.
В лопатках — холод милый
 и острия двух крыл.
 Нам кожу алюминий,
 как изморозь, покрыл.
Чтоб было жить не скучно,
 нас трогает порой
 искусствочко, искусство,
 ребеночек чужой.
Дождливость есть оплошность
 пустых небес. Ура!
 О пошлость, ты не подлость,
 ты лишь уют ума.
От боли и от гнева
 ты нас спасешь потом.
 Целуем, королева,
 твой бархатный подол!
10
Лень, как болезнь, во мне смыкала круг.
 Мое плечо вело чужую руку.
 Я, как птенца, в ладони грела рюмку.
 Попискивал ее открытый клюв.
Хозяюшка, вы ощущали грусть,
 над мальчиком, заснувшим спозаранку,
 в уста его, в ту алчущую ранку,
 отравленную проливая грудь?
Вдруг в нем, как в перламутровом яйце,
 спала пружина музыки согбенной?
 Как радуга — в бутоне краски белой?
 Как тайный мускул красоты — в лице?
Как в Сашеньке — непробужденный Блок?
 Медведица, вы для какой забавы
 в детеныше влюбленными зубами
 выщелкивали бога, словно блох?
11
Хозяйка налила мне коньяка:
 — Вас лихорадит. Грейтесь у камина. —
 Прощай, мой Дождь!
 Как весело, как мило
 принять мороз на кончик языка!
Как крепко пахнет розой от вина!
 Вино, лишь ты ни в чем не виновато.
 Во мне расщеплен атом винограда,
 во мне горит двух разных роз война.
Вино мое, я твой заблудший князь,
 привязанный к двум деревам склоненным.
 Разъединяй! Не бойся же! Со звоном
 меня со мной пусть разлучает казнь!
Я делаюсь все больше, все добрей!
 Смотрите — я уже добра, как клоун,
 вам в ноги опрокинутый поклоном!
 Уж тесно мне средь окон и дверей!
О господи, какая доброта!
 Скорей! Жалеть до слез! Пасть на колени!
 Я вас люблю! Застенчивость калеки
 бледнит мне щеки и кривит уста.
Что сделать мне для вас хотя бы раз?
 Обидьте! Не жалейте, обижая!
 Вот кожа моя — голая, большая:
 как холст для красок, чист простор для ран!
Я вас люблю без меры и стыда!
 Как небеса, круглы мои объятья.
 Мы из одной купели. Все мы братья.
 Мой мальчик, Дождь! Скорей иди сюда!
12
Прошел по спинам быстрый холодок.
 В тиши раздался страшный крик хозяйки.
 И ржавые, оранжевые знаки
 вдруг выплыли на белый потолок.
И — хлынул Дождь! Его ловили в таз.
 В него впивались веники и щетки.
 Он вырывался. Он летел на щеки,
 прозрачной слепотой вставал у глаз.
Отплясывал нечаянный канкан.
 Звенел, играя с хрусталем воскресшим.
 Дом над Дождем уж замыкал свой скрежет,
 как мышцы обрывающий капкан.
Дождь с выраженьем ласки и тоски,
 паркет марая, полз ко мне на брюхе.
 В него мужчины, поднимая брюки,
 примерившись, вбивали каблуки.
Его скрутили тряпкой половой
 и выжимали, брезгуя, в уборной.
 Гортанью, вдруг охрипшей и убогой,
 кричала я:
 -Не трогайте! Он мой!
Он был живой, как зверь или дитя.
 О, вашим детям жить в беде и муке!
 Слепые, тайн не знающие руки
 зачем вы окунули в кровь Дождя?
Хозяин дома прошептал:
 — Учти,
 еще ответишь ты за эту встречу! —
 Я засмеялась:
 — Знаю, что отвечу.
 Вы безобразны. Дайте мне пройти.
13
Пугал прохожих вид моей беды.
 Я говорила:
 — Ничего. Оставьте.
 Пройдет и это. —
 На сухом асфальте
 я целовала пятнышко воды.
Земли перекалялась нагота,
 и горизонт вкруг города был розов.
 Повергнутое в страх Бюро прогнозов
 осадков не сулило никогда.
Анализ стихотворения «Сказка о дожде» Ахмадулиной
Стихи «Сказка о дожде» Беллы Ахатовны Ахмадулиной – сочетание богатства литературной формы и пронзительности содержания.
Произведение создано в 1962 году. Поэтессе 25 лет, она выпускница Литературного института, автор дебютной книги стихов, еще недавно – жена Е. Евтушенко. Ему, кстати, и посвящена эта поэма. По жанру – сказка, рифмовка охватная, перекрестная, множество неточных рифм. Эксцентрическая героиня, изгой, юродивая – такой предстает поэтесса. Духовная засуха приобретает прямое значение: героиню всюду сопровождает дождь. Он не служит огородникам, а «как крыло прирос к спине». И выдает ее инаковость с головой, как черная метка. «Город был смущен», хотя лениво чуда не увидел. Героиня идет в гости. Уже с порога она объявляет, что не одна. Впрочем, ее спутник остается на крыльце. Светская беседа не клеится, ее ответы неудобны и с привкусом почти безумия. Она отвечает на невысказанные вопросы. Ее рассматривают как диковинного, но прирученного зверя. Чуждые всякого рода пропастям, собравшиеся великодушно терпеливы к сумасбродству «молодого дарования» (да еще, по слухам, с «богатым мужем»). Ее язык для них иероглифичен. Но ведь в малых порциях «искусствочко» даже полезно, тешит самолюбие. Перед гостями выступает хор детей. У нее щемит сердце от несбывающейся надежды, что «они» будут лучше, чище, их мир будет другим. Впрочем, с такими воспитателями – вряд ли. Тут и там героиня различает намек на червоточину, отраву сугубо материальной, плотской жизни. «Выщелкивали Бога»: чтобы не выделялся и преуспел. Коньяк делает свое дело, героиня готова любить весь мир и всех, кого только что оскорбила упреками: «мы из одной купели» (и по рождению, и по крещению). Упорядоченный мир рушится, когда героиня зовет присоединиться к братству Дождь. Здесь он всем кажется чудовищем, грязью, проблемой. Она пророчит: «вашим детям жить в беде и муке!» В суете пройдут их дни, в ней же встретят они смерть. Охота на Дождь завершает победой – он мертв. Самой героине тоже угрожают – судом, счетами за ремонт. Теперь не Дождь, а она как сирота. «Пройдет и это»: отсылка к библейской книге Екклесиаста. Город вновь томится «духовной жаждой» (почти как в «Пророке» А. Пушкина), не сознавая этого. Героиня же чувствует себя искалеченной, но живой. Возвышенная лексика, как обычно у Б. Ахмадулиной, сталкивается с просторечной. Образ героини отнюдь не воздушен, она говорит о себе: как свинья, как ондатра (сравнения). Метафоры: «слепые руки» (слепы не только глаза, все тело и душа – незрячи), кровь Дождя. Стихии родственны друг другу (огонь и вода). Дождь для нее – дитя, сирота, дочь, мальчик, зверь, символ чистой радости бытия, знак любви. Диалоги, внутренний монолог, повторы, ряд инверсий (сгущалась засуха). Эпитеты: янтарным озером, серебряное облако детей (еще и метафора). Парентеза (обращения, вводные конструкции), уточнения, перечисления, молниеносная зарисовка собственной внешности («чернокнижье зрачков»), пути поэта («в кровь разбивая локти и коленки»), образ королевы и поцелуев похож на булгаковский (роман «Мастер и Маргарита» в те годы ходил в самиздате), есть и чисто цветаевские ноты в строфах. Град сравнений: как мускул, как обезьяна, как холст. Упомянут поэт А. Блок.
В «Сказке о дожде» Б. Ахмадулина помещает героиню в перевернутый мир, который только кажется правильным.


 (17 оценок, среднее: 4,94 из 5)
 (17 оценок, среднее: 4,94 из 5)
Оказалось не сложно учить… каждый день по одному листу в результате через неделю замечательное произведение в голове))
Сказочно… И великолепно!
Этот стих должен быть внесен в школьную программу. С обязательным заучиванием наизусть. В нем ключ к разгадке смысла жизни.
В минуты духовного дискомфорта спасаюсь этой балладой! Слова как-будто кружева …
Белла Ахмадулина мой самый любимый поэт.В ее стихах все оживает в них заключен смысл жизни.
Бежала ты дождя,
А он стучался в стёкла.
Он приручил тебя
И ты насквозь промокла.
Ты девушка дождя,
Какое счастье!
Венерою предстать
В намокшем платье.
Волшебно…