Степной травы пучок сухой,
 Он и сухой благоухает!
 И разом степи надо мной
 Всё обаянье воскрешает…
Когда в степях, за станом стан,
 Бродили орды кочевые,
 Был хан Отрок и хан Сырчан,
 Два брата, батыри лихие.
И раз у них шел пир горой —
 Велик полон был взят из Руси!
 Певец им славу пел, рекой
 Лился кумыс во всем улусе.
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
 И кровь, и смерть, и нет пощады!
 Всё врозь бежит, что лебедей
 Ловцами спугнутое стадо.
То с русской силой Мономах
 Всесокрушающий явился;
 Сырчан в донских залег мелях,
 Отрок в горах кавказских скрылся.
И шли года… Гулял в степях
 Лишь буйный ветер на просторе…
 Но вот — скончался Мономах,
 И по Руси — туга и горе.
Зовет к себе певца Сырчан
 И к брату шлет его с наказом:
 «Он там богат, он царь тех стран,
 Владыка надо всем Кавказом,-
Скажи ему, чтоб бросил всё,
 Что умер враг, что спали цепи,
 Чтоб шел в наследие свое,
 В благоухающие степи!
Ему ты песен наших спой,-
 Когда ж на песнь не отзовется,
 Свяжи в пучок емшан степной
 И дай ему — и он вернется».
Отрок сидит в златом шатре,
 Вкруг — рой абхазянок прекрасных;
 На золоте и серебре
 Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит,
 Чтоб в степи шел Отрок без страха,
 Что путь на Русь кругом открыт,
 Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братнин зов
 Одной усмешкой отвечает,-
 И пир идет, и хор рабов
 Его что солнце величает.
Встает певец, и песни он
 Поет о былях половецких,
 Про славу дедовских времен
 И их набегов молодецких,-
Отрок угрюмый принял вид
 И, на певца не глядя, знаком,
 Чтоб увели его, велит
 Своим послушливым кунакам.
И взял пучок травы степной
 Тогда певец, и подал хану —
 И смотрит хан — и, сам не свой,
 Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился… Все глядят:
 Он — грозный хан, что ж это значит?
 Он, пред которым все дрожат,-
 Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
 «Не царь я больше вам отныне!-
 Воскликнул.- Смерть в краю родном
 Милей, чем слава на чужбине!»
Наутро, чуть осел туман
 И озлатились гор вершины,
 В горах идет уж караван —
 Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
 Всё ждет он — скоро ль степь родная,
 И вдаль глядит, травы степной
 Пучок из рук не выпуская.
Анализ стихотворения «Емшан» Майкова
Аполлон Николаевич Майков в своём творчестве часто обращался к историческим источникам. Его стихотворение «Емшан» написано в 1874 г. и входит в стихотворный цикл «Отзывы истории». Емшан – это душистое степное растение. В основе сюжета этого произведения лежит предание взятое из Галицко-Волынской летописи. Примечательно, что главными героями являются братья половецкие ханы – исторические враги Руси. Но для поэта главное: через поэтически обработанный сюжет передать силу любви к своей Родине, которая заложена в каждом человеке на генетическом уровне.
А. Майков переработал исходный текст из документального материала в художественное сочинение, придав ему философское звучание. Поэт использует такой приём как глубокий психологизм. Представление о героях у читателя складывается не через описание внешнего вида (о котором нет ни слова), а через эмоциональное воздействие, через раскрытие чувств, переживаний и эмоций.
По сюжету на поиски брата хан Сырчан отправляет певца в надежде, что именно песни родного края напомнят Отроку о его земле. Также посланнику дали емшан (пучок полыни). Емшан здесь не просто растение, а символ любви и преданности к отчему краю, символ памяти.
Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему — и он вернется.
А. Майков в подробностях описывает то, что предстало взору певца у хана Отрока: золотой шатёр, серебряная и золотая утварь, рой прекрасных абхазянок. Сюжет построен так неслучайно. Таким образом автор описывает значимость того, от чего отказался герой ради своего наследия. И после всей этой роскоши трогательное повествование о вручении пучка емшана и возвращении «памяти». Эмоциональные строки передают глубокую горечь от разлуки с родной землёй. Чувства сильны настолько, что могучий и грозный правитель «пучок травы, целуя, плачет».
Для реализации задуманной идеи Майков использует множество выразительных средств, благодаря которым текст читается легко, доступен к пониманию и художественно красив. Поэту удалось полностью раскрыть тему разлуки с родным краем и с близкими людьми. Автор на символическом примере показал, что каждый человек до конца жизни помнит об отчем доме, что в мыслях каждого есть что-то важное, что способно воскресить память. В нашем произведении огромное значение предписано обычному растению, родной запах которого вернул в чувства героя:»- Смерть в краю родном милей, чем слава на чужбине!».


 (15 оценок, среднее: 4,67 из 5)
 (15 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Это баллада, потому что здесь есть пейзажный зачин, сюжет, диалог(по моему), конфликт
Основой стихотворения послужило половецкое сказание из Галицко-Волынской летописи