Солнце! Хотя существо твое столь есть чудно,
 Что ему в век довольно удивиться трудно —
 В чем нам и свидетельство древни показали,
 Когда тебя за бога чрез то почитали, —
 Однако мог бы я то признать несомненно,
 Что было б ты в дивности твоей переменно,
 Если б ты в себе живость и чувства имело,
 Чем бы могло всякое в свете познать дело.
 Буде б честь от нас богу ты узнать желало —
 В-первых, бы суеверий бездну тут сыскало.
 Мужик, который соху оставил недавно,
 Аза в глаза не знает и болтнуть исправно,
 А прислушайся, что врет и что его вздоры!
 Ведь не то, как на Волге разбивают воры.
 Да что ж? Он ти воротит богословски речи:
 Какие пред иконы должно ставить свечи,
 Что теперь в церквах вошло старине противно;
 Как брадобритье терпит бог, то ему дивно.
 На что, бает, библию отдают в печати,
 Котору христианам больно грешно знати?
 Вон иной, зачитавшись, да ереси сеет;
 Говорит: «Не грешен тот, кто бороду бреет».
 Парики — уж всяк знает, что дьявольско дело,
 А он, что то не грешно, одно спорит смело;
 Платье немецко носит, да притом манжеты;
 Кто их назовет добром? все — адски приметы;
 А таки сказуют, что то не противно богу.
 Ох! как страшно и слышать таку хулу многу!
 Все ж то се нет ничего; вон услышишь новый
 От него тверд документ, давно уж готовый.
«Как, — говорит, — библию не грешно читати,
 Что она вся держится на жидовской стати?
 Вон де за то* одного и сожгли недавно,
 Что, зачитавшись там, стал Христа хулить явно.
 Ой нет, надо библии отбегать как можно,
 Бо, зачитавшись в ней, пропадешь безбожно.
 Есть и без нея что честь, лишь была б охота,
 Вот, полно, мне мешает домашня забота,
 А то б я купил книгу, котору, не знаю
 Какой, пустынник писал, да Семик быть, чаю.
 Так то-то уже книга, что аж уши вянут,
 Как было грамотники у нас читать станут!
 Там писано, как земля четырьмя китами
 Стоит, которы ее подперли спинами;
 Сколько Солнце всякий день миллионов ходит,
 И где оно в палаты в отдышку заходит;
 Как в нынешнее время не будут являться
 Святцы и богатыри; что люди мерзятся
 Брадобритием и всем бусурманским нравом,
 Не ходят в старом отцов предании правом.
 Все там есть о старине. С мала до велика
 Сказать мне все подробну не станет языка».
 Все ж то се еще сошник плесть безмозгло смеет;
 Все врет, хоть слова складно молвить не сумеет.
 Кто ж опишет которы по грамоте бродят?
 Те-то суеверие все в народе родят;
 От сих безмозглых голов родятся расколы;
 Всякий простонародный в них корень крамолы;
 Что же пьянство, то у них в самом живом цвете.
 Тая-то вещь им мнится всех шятейша в свете.
 Ну-тко скажи такому, что всяк день воскресный
 Не в пьянстве должно справлять во всей поднебесной,
 Но лучше б в учениях церковных медлети,
 Неж на кабаках пьяным бесчинно шумети, —
 То уж он ти понесет представлять резоны,
 Что с ума тя собьет, хоть ты как будь ученый.
 Выймет тебе с сундука тетради цвелые,
 Предложит истории все сполна святые,
 Не минет и своего отца Аввакума —
 Так его запальчивость тут возьмет угрюма.
 И тотчас, те предложив, начнет уличати:
«Грешно-де весь день будет богу докучати;
 Смотри, что истории в себе заключают:
 Ведь и в небе обедни в часы отпевают,
 А не весь день по-вашему в молитве трудятся;
 Отпев час урочный там, с богом веселятся».
 Сей-то муж в философии живет ненарушно:
 Признают то пьяницы все единодушно;
 Сей и Аристотелю не больно уступит,
 Паче когда к мудрости вина кружку купит.
 Да что ж сим дивиться? Вон на пастырей взглянем,
 Так тут-то уже разве, дивяся, устанем;
 Хочет ли кто божьих слов в церкви поучиться
 От пастыря, то я в том готов поручиться,
 Что, ходя в церковь, не раз по?том обольется,
 А чуть ли о том от них и слова добьется.
 Если ж бы он подошел к попу на кружало,
 То уж там одних ушей будет ему мало,
 Не переслушаешь речь его медоточну:
 Опишет он там кругом церковь всю восточну.
 Да как? Не учением ведь здравым и умным,
 Но суеверным мозгом своим, с вина шумным,
 Плетет тут без рассмотру и без стыда враки;
 В-первых, как он искусен все совершать браки,
 Сколько раз коло стола обводити знает
 И какой стих за всяким ходом припевает.
 То, все это рассказав, станет поучати,
 Как с честью его руку должно целовати.
 «Не знаю, — говорит, — как те люди спасутся,
 Что давать нам на церковь и с деньгами жмутся.
 Ведь вот не с добра моя в заплатах-де ряса;
 Вон дома на завтра нет купить на что мяса;
 Все-де черт склонил людей и с немцами знаться.
 О, проклятые! Зачем нас дарить скупятся?
 Как такие исцелят души своей раны,
 Что не трепещут смело знаться с бусурманы?
 Каки б они ни были, да только не русски;
 Надобно б их отбегать: уж в них путь не узкий,
 Но широкие врата к пагубе доводят,
 Они ж, несмотря на то, смело туда входят!
 А нам-де уже затем пересеклась дача,
 И с просфирами, увы! бедств, достойных плача!»
 Но ежели те речи поверстать бы в дело,
 То б казанье написал с залишком всецело.
 Как же, на таких смотря, уж простолюдины
 К заблуждению себе не возьмут причины?
 Все ж то это мелкоту я здесь предлагаю,
 Которую по силе могу знать и знаю;
 Высших же рассуждений чрезмерну примету
 О боге суеверий списать силы столько нету.
 Такие-то виды суть нашей к богу чести,
 Не поминая чудес притворных и лести.
 Не думай же, что все тут; нет тысячной части:
 Списать то все как надо — в обмороке пасти.
 Довольно и сих тебе я собрал к примеру.
 Еще мало посмотрим нашу к властям веру.
 Смотри: купец украшен в пояс бородою,
 В святом и платье ходит, только не с клюкою,
 Во всем правдив, набожен: прийдет до иконы —
 Пол весь заставит дрожать, как кладет поклоны!
 И чаял бы ты, что он весь в правости важен;
 Погляди ж завтра аж где? — Уж в тюрьме посажен.
 Спросишь: «За что тут муж сидит святой и старый?» —
 Воровством без пошлины провозил товары.
 Этакой святец! Вот что делает, безгрешный!
 К богу лицемер, к власти вор и хищник спешный!
 Да что ж над сим дивиться, сей обычной моды?
 Вон дивись, как учений заводят заводы:
 Строят безмерным коштом тут палаты славны,
 Славят, что учения будут тамо главны;
 Тщатся хотя именем умножить к ним чести
 (Коли не делом); пишут печатные вести:
 «Вот завтра учения высоки зачнутся,
 Вот уж и учители заморски сберутся:
 Пусть как можно скоро всяк о себе радеет,
 Кто оных обучаться охоту имеет».
 Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
 Всеми силами к тому скоро поспешает,
 А пришел — комплиментов увидит немало,
 Высоких же наук там стени не бывало.
 А деньги хоть точатся тут бесперерывно,
 Так комплиментов много с них — то и не дивно.
 Где если то мне о сем все сполна писати,
 То книгу превелику надобно сшивати.
 Полно, и так можно знать, как то сего много;
 Добра мало, а полно во всем свете злого.
 Смотри, и летописцы ведь толсты недаром,
 Все почти нагружены этим же товаром.
 Что ж уж сказать о нашем житье межусобном?
 Как мы живем друг к другу в всяком деле злобном?
 Тут глаза потемнеют, голова вкруг ходит,
 Рука с пером от жалю как курица бродит.
 Грозят нам права земски, но бог правосудный —
 Чтоб богатый не был прав, а обижен скудный,
 Не судило б нас сребро, но правда святая,
 Винным казнь, а правым милость подавая.
 Мы ж то помним и знаем, как сребра не видим,
 И клянемся богу, что бедных не обидим,
 Но в правости все будем о душах радети,
 А на лица и сребро не станем смотрети.
 Когда ж несут подарки, где злато блистает,
 То вся та мысль за сто верст от нас отбегает.
 Где божий и земский страх? Даром наши души,
 Как звонят серебряным колокольцем в уши;
 Подьячий ходит сух, худ, лишь кожа да кости,
 Ведь не с труда ссох — с коварств да завистной злости,
 Что ему не удастся драть так, как другому;
 Нет чем жену потешить, как придет до дому;
 Лучше б он изволил тут смерть перетерпети,
 Нежель над чиим делом без взятки сидети.
 Вон иному, хоть деньги он с казны считает,
 А не взять ему гривны — душа смертно тает.
 Так-то мы милостивы, к бедным правосуды:
 Выше душ ставим деньги, не плоше Иуды.
 Что ж когда еще глубже мы в свет сей заглянем?
 Везде без удовольства удивляться станем.
 Философ деревенский оброс сединами,
 Сладкими рассуждает о свете речами.
 «Как, — говорит он, — теперь черт показал моду
 Грех велик творить, то есть табак пить народу,
 От которого весь ум человечь темнеет
 И мозг в голове весьма из дня на день тлеет;
 Уж мы-де таких много образцов видали,
 Что многие из того люди пропадали».
 То он же обличает в людях моду грубу,
 А себе четвериком сам валит за губу.
 Так-то людей осуждать мы тотчас готовы,
 Людей видим больных, а сами не здоровы:
 Так вот иной хвастает, что славы не любит,
 А сам за самое то с света людей губит;
 Говорит: лицемерство ему неприятно,
 А самим делом держать то внушает внятно.
 Теперь в свете сем буде кто пожить желает,
 Пускай правды далеко во всем отбегает.
 Инако бо нельзя двум господам служити,
 Нельзя богу и свету вместе угодити.
 Так-то сей свет состоит, так всем злым причастный,
 Всех бедств, мерзостей полон, во всем суестрастный.
 Еще ж то тут у нас нет миллионной доли,
 Ибо тое все списать нет силы и воли.
 Что ж, Солнце? Погрешил ли я, так рассуждая,
 Что если б ощущало ты в свете вся злая,
 По-человечески бы могло премениться.
 И, право, не престану я о сем дивиться,
 Как так ти дана воля сиять терпеливно
 На нас бедных, столь богу живущих противно.
 Больше с удивления не могу писати,
 И хоть не в пору, да уж принужден кончати.

