Авиавступление
Посвящается слушателям школы Ленина в Лонжюмо
Вступаю в поэму, как в новую пору вступают.
 Работают поршни,
 соседи в ремнях засыпают.
 Ночной папироской
 летят телецентры за Муром.
 Есть много вопросов.
 Давай с тобой, Время, покурим.
 Прикинем итоги.
 Светло и прощально
 горящие годы, как крылья, летят за плечами.
И мы понимаем, что канули наши кануны,
 что мы, да и спутницы наши,—
 не юны,
 что нас провожают
 и машут лукаво
 кто маминым шарфом, а кто —
 кулаками…
Земля,
 ты нас взглядом апрельским проводишь,
 лежишь на спине, по-ночному безмолвная.
 По гаснущим рельсам
 бежит паровозик,
 как будто
 сдвигают
 застежку
 на «молнии».
Россия любимая,
 с этим не шутят.
 Все боли твои — меня болью пронзили.
 Россия,
 я — твой капиллярный сосудик,
 мне больно когда —
 тебе больно, Россия.
Как мелки отсюда успехи мои,
 неуспехи,
 друзей и врагов кулуарных ватаги.
 Прости меня, Время,
 что много сказать
 не успею.
 Ты, Время, не деньги,
 но тоже тебя не хватает.
Но люди уходят, врезая в ночные отроги
 дорог своих
 огненные автографы!
 Векам остаются — кому как удастся —
 штаны — от одних,
 от других — государства.
Его различаю.
 Пытаюсь постигнуть,
 чем был этот голос с картавой пластинки.
 Дай, Время, схватить этот профиль,
 паривший
 в записках о школе его под Парижем.
Прости мне, Париж, невоспетых красавиц.
 Россия, прости незамятые тропки.
 Простите за дерзость,
 что я этой темы
 касаюсь,
 простите за трусость,
 что я ее раньше
 не трогал.
Вступаю в поэму. А если сплошаю,
 прости меня, Время, как я тебя часто
 прощаю.
Струится блокнот под карманным фонариком.
 Звенит самолет не крупнее комарика.
 А рядом лежит
 в облаках алебастровых
 планета —
 как Ленин,
 мудра и лобаста.
1
В Лонжюмо сейчас лесопильня.
 В школе Ленина? В Лонжюмо?
 Нас распилами ослепили
 бревна, бурые как эскимо.
Пилы кружатся. Пышут пильщики.
 Под береткой, как вспышки,— пыжики.
 Через джемперы, как смола,
 чуть просвечивают тела.
Здравствуй, утро в морозных дозах!
 Словно соты, прозрачны доски.
 Может, солнце и сосны — тезки?!
 Пахнет музыкой. Пахнет тесом.
А еще почему-то — верфью,
 а еще почему-то — ветром,
 а еще — почему не знаю —
 диалектикою познанья!
Обнаруживайте древесину
 под покровом багровой мглы,
 Как лучи из-под тучи синей,
 бьют
 опилки
 из-под пилы!
Добирайтесь в вещах до сути.
 Пусть ворочается сосна,
 словно глиняные сосуды,
 солнцем полные дополна.
Пусть корою сосна дремуча,
 сердцевина ее светла —
 вы терзайте ее и мучайте,
 чтобы музыкою была!
Чтобы стала поющей силищей
 корабельщиков,
 скрипачей…
Ленин был
 из породы
 распиливающих,
 обнажающих суть
 вещей.
2
Врут, что Ленин был в эмиграции
 (Кто вне родины — эмигрант.)
 Всю Россию,
 речную, горячую,
 он носил в себе, как талант!
Настоящие эмигранты
 пили в Питере под охраной,
 воровали казну галантно,
 жрали устрицы и гранаты —
 эмигранты!
Эмигрировали в клозеты
 с инкрустированными розетками,
 отгораживались газетами
 от осенней страны раздетой,
 в куртизанок с цветными гривами
 эмигрировали!
В драндулете, как чертик в колбе,
 изолированный, недобрый,
 средь великодержавных харь,
 среди ряс и охотнорядцев,
 под разученные овации
 проезжал глава эмиграции —
 царь!
Эмигранты селились в Зимнем.
 А России
 сердце само —
 билось в городе с дальним именем
 Лонжюмо.
3
Этот — в гольф. Тот повержен бриджем.
 Царь просаживал в «дурачки»…
 …Под распарившимся Парижем
 Ленин
 режется
 в городки!
Раз!— распахнута рубашка,
 раз!— прищуривался глаз,
 раз!— и чурки вверх тормашками
 (жалко, что не видит Саша!) —
 рраз!
Рас-печатывались «письма»,
 раз-летясь до облаков,—
 только вздрагивали бисмарки
 от подобных городков!
Раз!— по тюрьмам, по двуглавым —
 ого-го!—
 Революция играла
 озорно и широко!
Раз!— врезалась бита белая,
 как авроровский фугас —
 так что вдребезги империи,
 церкви, будущие берии —
 раз!
 Ну играл! Таких оттягивал
 «паровозов!» Так играл,
 что шарахались рейхстаги
 в 45-м наповал!
 Раз!..
…А где-то в начале века
 человек,
 сощуривши веки,
 «Не играл давно»,— говорит.
 И лицо у него горит.
4
В этой кухоньке скромны тумбочки
 и, как крылышки у стрекоз,
 брезжит воздух над узкой улочкой
 Мари-Роз,
было утро, теперь смеркается,
 и совсем из других миров
 слышен колокол доминиканский
 Мари-Роз,
прислоняюсь к прохладной раме,
 будто голову мне нажгло,
 жизнь вечернюю озираю
 через ленинское стекло,
и мне мнится — он где-то спереди,
 меж торговок, машин, корзин,
 на прозрачном велосипедике
 проскользил,
или в том кабачке хохочет,
 аплодируя шансонье?
 или вспомнил в метро грохочущем
 ослепительный свист саней?
или, может, жару и жаворонка?
 или в лифте сквозном парит,
 и под башней ажурно-ржавой
 запрокидывается Париж —
крыши сизые галькой брезжат,
 точно в воду погружены,
 как у крабов на побережье,
 у соборов горят клешни,
над серебряной панорамою
 он склонялся, как часовщик,
 над закатами, над рекламами,
 он читал превращенья их,
он любил вас, фасады стылые,
 точно ракушки в грустном стиле,
 а еще он любил Бастилию —
 за то, что ее срыли!
и сквозь биржи пожар валютный,
 баррикадами взвив кольцо,
 проступало ему Революции
 окровавленное
 лицо,
и глаза почему-то режа,
 сквозь сиреневую майолику
 проступало Замоскворечье,
 все в скворечниках и маевках,
а за ними — фронты, Юденичи,
 Русь ревет со звездой на лбу,
 и чиркнет фуражкой студенческой
 мой отец на кронштадтском льду,
вот зачем, мой Париж прощальный,
 не пожар твоих маляров —
 славлю стартовую площадку
 узкой улочки Мари-Роз!
Он отсюда
 мыслил
 ракетно.
 Мысль его, описав дугу,
 разворачивала
 парапеты
 возле Зимнего на снегу!
(Но об этом шла речь в строках
 главки 3-й, о городках.)
5
В доме позднего рококо
 спит, уткнувшись щекой в конспекты,
 спит, живой еще, невоспетый
 Серго,
спи, Серго, еще раным-рано,
 зайчик солнечный через раму
 шевелится в усах легко,
 спи, Серго,
спи, Серго в васильковой рубашечке,
 ты чему во сне улыбаешься?
 Где-то Куйбышев и Менжинский
 так же детски глаза смежили.
Что вам снится? Плотины Чирчика?
 Первый трактор и кран с серьгой?
 Почему вы во сне кричите,
 Серго?!
Жизнь хитра. Не учесть всего.
 Спит Серго, коммунист кремневый.
 Под широкой стеной кремлевской
 спит Серго.
6
Ленин прост — как материя,
 как материя — сложен.
 Наш народ — не тетеря,
 чтоб кормить его с ложечки!
Не какие-то «винтики»,
 а мыслители,
 он любил ваши митинги,
 Глебы, Вани и Митьки.
Заряжая ораторски
 философией вас,
 сам,
 как аккумулятор,
 заряжался от масс.
Вызревавшие мысли
 превращались потом
 в «Философские письма»,
 в 18-й том.
Его скульптор лепил. Вернее,
 умолял попозировать он,
 перед этим, сваяв Верлена,
 их похожестью потрясен,
 бормотал он оцепенело:
 «Символическая черта!
 У поэтов и революционеров
 одинаковые черепа!»
 Поэтично кроить вселенную!
 И за то, что он был поэт,
 как когда-то в Пушкина — в Ленина
 бил отравленный пистолет!
7
Однажды, став зрелей, из спешной
 повседневности
 мы входим в Мавзолей, как в кабинет
 рентгеновский,
 вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас,
 и Ленин, как рентген, просвечивает нас.
Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин:
 «Скажите, Ленин, мы — каких Вы ждали, Ленин?!
Скажите, Ленин, где победы и пробелы?
 Скажите — в суете мы суть не проглядели?..»
Нам часто тяжело. Но солнечно и страстно
 прозрачное чело горит лампообразно.
«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»
 И Ленин отвечает.
На все вопросы отвечает
 Ленин.

