Под окном чулок старушка
 Вяжет в комнатке уютной
 И в очки свои большие
 Смотрит в угол поминутно.
А в углу кудрявый мальчик
 Молча к стенке прислонился;
 На лице его забота,
 Взгляд на что-то устремился.
«Что сидишь всё дома, внучек?
 Шел бы в сад, копал бы грядки
 Или кликнул бы сестренку,
 Поиграл бы с ней в лошадки.
Кабы силы да здоровье,
 И сама бы с вами, детки,
 Побрела я на лужайку;
 Дни такие стали редки.
Уж трава желтеет в поле,
 Листья падают сухие;
 Скоро птички-щебетуньи
 Улетят в края чужие!
Присмирел ты что-то, Ваня,
 Всё стоишь сложивши ручки;
 Посмотри, как светит солнце,
 Ни одной на небе тучки!
Что за тишь! Не клонит ветер
 Ни былинки, ни цветочка.
 Не дождешься ты такого
 Благодатного денечка!»
Подошел к старушке внучек
 И головкою курчавой
 К ней припал; глаза большие
 На нее глядят лукаво…
«Знать, гостинцу захотелось?
 Винных ягод, винограда?
 Ну поди возьми в комоде».
 — «Нет, гостинца мне не надо!»
— «Уж чего-нибудь да хочешь…
 Или, может, напроказил?
 Может, сам, когда спала я,
 Ты в комод без спросу лазил?
Может, вытащил закладку
 Ты из святцев для потехи?
 Ну постой же… За проказы
 Будет внучку на орехи!»
— «Нет, в комод я твой не лазил;
 Не таскал твоей закладки».
 — «Так, пожалуй, не задул ли
 Перед образом лампадки?»
— «Нет, бабуся, не шалил я;
 А вчера, меня целуя,
 Ты сказала: «Будешь умник —
 Всё тогда тебе куплю я…»»
— «Ишь ведь память-то какая!
 Что ж купить тебе? Лошадку?
 Оловянную посуду
 Или грабли да лопатку?»
— «Нет! уж ты мне покупала
 И лошадку, и посуду.
 Сумку мне купи, бабуся,
 В школу с ней ходить я буду».
— «Ай да Ваня! Хочет в школу,
 За букварь да за указку.
 Где тебе! Садись-ка лучше,
 Расскажу тебе я сказку…»
— «Уж и так мне много сказок
 Ты, бабуся, говорила;
 Если знаешь, расскажи мне
 Лучше то, что вправду было.
Шел вчера я мимо школы.
 Сколько там детей, родная!
 Как рассказывал учитель,
 Долго слушал у окна я.
Слушал я — какие земли
 Есть за дальними морями…
 Города, леса какие
 С злыми, страшными зверями.
Он рассказывал: где жарко,
 Где всегда стоят морозы,
 Отчего дожди, туманы,
 Отчего бывают грозы…
И еще — как люди жили
 Прежде нас и чем питались;
 Как они не знали бога
 И болванам поклонялись.
Рисовали тоже дети,
 Много я глядел тетрадок, —
 Кто глаза, кто нос выводит,
 А кто домик да лошадок.
А как кончилось ученье,
 Стали хором петь. В окошко
 И меня втащил учитель,
 Говорит: «Пой с нами, крошка!
Да проси, чтоб присылали
 В школу к нам тебя родные,
 Все вы скажете спасибо
 Ей, как будете большие».
Отпусти меня! Бабусю
 Я за это расцелую
 И каких тебе картинок
 Распрекрасных нарисую!»
И впились в лицо старушки
 Глазки бойкие ребенка;
 И морщинистую шею
 Обвила его ручонка.
На глазах старушки слезы:
 «Это божие внушенье!
 Будь по-твоему, голубчик,
 Знаю я, что свет — ученье.
Бегай в школу, Ваня; только
 Спеси там не набирайся;
 Как обучишься наукам,
 Темным людом не гнушайся!»
Чуть со стула резвый мальчик
 Не стащил ее. Пустился
 Вон из комнаты, и мигом
 Уж в саду он очутился.
И уж русая головка
 В темной зелени мелькает…
 А старушка то смеется,
 То слезинку утирает.
Анализ стихотворения «Бабушка и внучек» Плещеева
Поэзия — это мироощущение поэта, переживания и мораль, которая выражается в стихотворении. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, поэт и переводчик, в 1878 году издал стихотворение с названием «Бабушка и внучек», в котором четко отражена мораль стремления молодого поколения к знаниям. Детям данное стихотворение повествует о том, насколько может быть увлекательно учение, а взрослым говорит о том, что необходимо поощрять стремление детей к знаниям.
В начале произведения перед читателем предстает старенькая бабушка, которая вяжет чулок. Бабушка обращает свое внимание на угол, где сидит внучек, а «на лице его забота». Не узнавая причину задумчивости внука, бабушка предлагает ему пойти в сад покопать грядки или поиграть с сестренкой в лошадки. Бабушка говорит внучку, что «дни такие стали редки» и близится осень.
Внука не прельщает идея пойти гулять или играть с сестренкой. Подойдя к бабушке, он склоняется на нее своей курчавой головкой и смотрит на нее большими взглядом. Бабушка догадывается, что мальчику что-то нужно: гостинец или угощенье. Мальчик отвечает отрицательно. Тогда бабушка спрашивает внука, не напроказил ли тот:
- тайком лазил в комод;
- таскал закладки;
- для потехи задул свечу лампадки.
Но и в этот раз бабушка не угадывает душевных тревог внука. Чтобы хоть как-то развеселить внука, бабушка обещает накупить ему разных игрушек. Ответ внука поражает бабушку. Он говорит, что «сумку мне купи, бабуся, в школу с ней ходить я буду». Бабушка дивится странному желанию мальчика и предлагает рассказать ему сказку для потехи, но внука не интересуют выдумки.
Мальчик делится впечатлениями о школе, мимо которой он случайно проходил. Через окно он слушал учителя, который рассказывал:
- «какие земли есть за дальними морями…»;
- «где жарко, где всегда стоят морозы, отчего дожди, туманы, отчего бывают грозы…»;
- «как люди жили прежде нас и чем питались».
Мальчик видел, как другие детки в классе писали и рисовали в тетрадках, а после уроков пели хором. Мальчик рассказал бабушке, что учитель заметил его и пригласил спеть вместе с другими детками. Учитель поощрил интерес мальчика к знаниям и сказал чтобы его отправили в школу.
Бабушка выслушав рассказ мальчика прослезилась. Она знала что ученье — это свет, поэтому разрешила внуку «бегать» в школу. Обрадованный мальчик, мигом выбежал в сад, от радости чуть не стащив бабушку со стула.
А.Н. Плещеев показал в своем стихотворении насколько дети могут быть впечатлены знаниями. Взрослые должны с пониманием относиться к учебе и получению знаний детьми, поэтому необходимо поощрять стремления детей к учебе.


 (83 оценок, среднее: 4,45 из 5)
 (83 оценок, среднее: 4,45 из 5)
Клёво
и это по вашему клева
такое трогательное стихотворение
Стихотворение очень трогательное мне очень понравилась я всегда его читаю бабушке.
до слёз
Очень хороший сайт! Детям я читаю стихи! Им очень нравится! Самое интересное что можно найти любого писателя!
Спасибо, Алиса, очень приятно слышать
Деткам привет!
Лучший сайт со стихами который я только видела! Спасибо создателям.
Спасибо за то что создали сайт!
А мне ваше не кайф от этой летней литературы
Спасибо! Крутой сайт
круто
грустное
но хороший сайт
оочень крутой сайт супер про
автору респект и уважуха
мне понравился этот стих
Норм в школу пригодилось
в начале про стихотворение, а дальше про сайт. Странный разговор тут.
а в чем смысл
спасибо создателям