Не видим никогда мы слабостей своих,
 Нам мнится всё добро, что зрим в себе самих.
 Пороки, кои в нас, вменяем в добродетель,
 Хотя тому один наш страстный ум свидетель.
 Лишь он доводит то, что то, конечно, так,
 И добродетелен и мудр на свете всяк.
 Пороки отошли, невежество сокрылось,
 Иль будет так, когда того еще не зрилось.
 Буян закается по улицам летать,
 А петиметер вздор пред дамами болтать.
 Не будет пьяница пить, кроме только квасу,
 Подьячий за письмо просить себе запасу,
 Дьячкам, пономарям умерших будет жаль,
 Скупой, ущедрившись, состроит госпиталь.
 Когда ж надеяться премене быть толикой?
 Когда на Яузу сойдет Иван Великой,
 И на Неглинной мы увидим корабли,
 Волк станет жить в воде, белуга на земли,
 И будет, омывать Нева Кремлевы стены.
 Но скоро ль таковой дождемся мы премены?
 Всяк хочет щеголять достоинством своим,
 И думает он: всё изящнейшее с ним.
 Льстец мыслит никогда, что он безмерно гнусен,
 Он мыслит то, что он как жить с людьми искусен.
 Коль нужда в комаре, зовет его слоном,
 Когда к боярину придет с поклоном в дом,
 Сертит пред мухою боярской без препоны
 И от жены своей ей делает поклоны.
 Скупой с усмешкою надежно говорит:
 «Желудку что ни дай, он всё равно варит».
 Вина не любит он, здоровее-де пиво,
 Пить вины фряжские, то очень прихотливо,
 Отец-де мой весь век всё мед да пиво пил,
 Однако он всегда здоров и крепок был.
 Безумец, не о том мы речь теперь имеем,
 Что мы о здравии и крепости жалеем.
 Сокровище свое ты запер в сундуки
 И, опираяся, безножен, на клюки,
 Забыв, здоров ли ты теперь или ты болен,
 Кончая дряхлый век, совсем бы был доволен,
 Когда бы чаял ты, как станешь умирать,
 Что льзя с собой во гроб богатство всё забрать.
 Здоровье ли в уме? Мешки ты в мысли числишь,
 Не спишь, не ешь, не пьешь, о деньгах только мыслишь,
 В которых, коль ты их не тратишь, нужды нет,
 Ты мнительно богат; так мысли твой весь свет.
 Что ж мыслит о себе безмозглый петиметер?
 Где в людях ум живет, в нем тамо пыль и ветер.
 Он думает, на том премудрость состоит,
 Коль кудри хороши, кафтан по моде сшит,
 И что в пустой его главе едина мода,
 Отличным чтит себя от подлого народа.
 Старуха, своея лишенна красоты,
 Ругается, смотря на светски суеты.
 Вступила девушка с мужчиной в речь свободно,
 Старухе кажется то быть неблагородно.
 Ей мнится: «Доведут, до худа те слова.
 Я,- мнит, -во младости была не такова».
 То станется, что ты поменьше говорила,
 Но молча, может быть, и больше что творила.
 Невежа говорит: «Я помню, чей я внук,
 По-дедовски живу, не надобно наук.
 Пускай убытчатся, уча рабяток, моты,
 Мой мальчик не учен, а в те ж пойдет вороты.
 Наприклад: о звездах потребны ль вести мне,
 Иль знать Ерусалим в которой стороне,
 Иль с кем Темираксак имел войны кровавы?
 На что мне, чтобы знать чужих народов правы,
 Или вперятися в чужие языки?
 Как будто без того уж мы и дураки».
 Что он невежествен живет, о том не тужит,
 И мнит он, то ему еще ко славе служит,
 А если, что наук не должно людям дать,
 Не вскользь, доводами захочет утверждать,
 Тогда он бредит так: «Как может быть известно
 Живущим на земли строение небесно?
 Кто может то сказать, что на небе бывал?
 До солнца и сокол еще не долетал.
 О небе разговор ученых очень пышен,
 Но что? То только вздор, и весь их толк излишен.
 Мы ведаем то все, как верен календар:
 От стужи стынет кровь, а там написан жар».
 Но ты, не ведая ни малых сил науки,
 Лишася и того, что будет честь от скуки?
 Ищи тут правды, где не думано о ней,
 И проклинай за то ученых ты людей.
 О правах бредит так: «Я плюю на рассказы,
 Сплетенны за морем, потребно знать указы».
 Не спорю, но когда сидишь судьею где,
 Рассудок надобно ль иметь тебе в суде?
 Коль темен разум твой, темно и вображенье,
 Хоть утром примешься сто раз за Уложенье.
 Обманщик думает: «То глупый человек,
 Который никого не обманул вовек,
 Погибнет-де тем честь, да это дело мало,
 Во мне-де никогда ея и не бывало.
 Когда-де по ея нам правилам ходить,
 Так больше нам уже и кур не разводить».
 Тот, гордостью надут, людей в ничто вменяет,
 В пустой себя главе с Июлием равняет
 И мыслит, если б он на свете был его,
 Герой бы сей пред ним не стоил ничего.
 Что ж гордости сея безмерныя причина?
 Не знаю: гордый наш детина как детина.
 С чего ж он сходен с ним? На сей скажу вопрос,
 Что есть и у него, и в том же месте, нос.
 Иному весь титул — что только благороден,
 Красися тем, мой друг, что обществу ты годен.
 Коль хочешь быть почтен за свой высокий род,
 Яви отечеству того достойный плод!
 Но, зрящу мне в тебе перед собой урода,
 Прилично ли сказать: высокого ты рода?
 Ты честью хвалишься, котора не твоя.
 Будь пращур мой Катон, но то Катон — не я.
 На что о прадедах так много ты хлопочешь
 И спесью дуешься? Будь правнук, чей ты хочешь,
 Родитель твой был Пирр, и Ахиллес твой дед,
 Но если их кровей в тебе и знака нет,
 Какого ты осла почтить себя заставишь?
 Твердя о них, себя ты пуще обесславишь.
 Такой ли, скажут, плод являет нам та кровь!
 Посеян ананас, родилася морковь.
 Не победителя клячонка возит — воду,
 Хоть Буцефалова была б она приплоду.
 Но чем уверить нас о прабабках своих,
 Что не было утех сторонних и у них?
 Ручаешься ли ты за верность их к супругам,
 Что не был ни к одной кто сбоку взят к услугам,
 Что всякая из них Лукреция была
 И каждая поднесь всё Пирров род вела?
 Прерви свой, муза, глас, престань пустое мыслить!
 Удобнее песок на дне морском исчислить,
 Как наши дурости подробно перечесть…
 Да и на что, когда дается вракам честь?
Александр Сумароков — Кривой толк: Стих
> 

