ЭПИСТОЛА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
 ГОСУДАРЮ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ
 В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕГО 1781 ГОДА СЕНТЯБРЯ 20 ЧИСЛА
Любовь к отечеству есть перва добродетель
 И нашей честности неспоримый свидетель.
 Не только можно быть героем без нея,
 Не можно быть никак и честным человеком.
 Премудрая судьба довольствует мя веком,
 Чтоб жил и приносил народу пользу я.
 Член члена помощи ежеминутно просит,
 И всяки тягости всё тело обще носит.
 Всем должно нам любить отечество свое,
 А царским отраслям любити должно боле:
 Благополучие народа на престоле.
 Известно, государь, на свете нам сие,
 Что счастье инако от стран не убегает,
 Как только если царь свой долг пренебрегает.
 Кто больше носит сан, тот пользы и вреда
 Удобней обществу соделати всегда.
 Крестьянин, сея хлеб, трудится и не дремлет,
 К тому родился он и гласу долга внемлет;
 Но польза оная совсем не такова,
 Какую учинит венчанная глава.
 Оратель дремлющий, имея мысль лениву,
 Со небрежением посеяв семена,
 Убыток понесет, утратя времена,
 Со небрежением одну испортит ниву,
 И лягут на него не только бремена;
 А если государь проступится, так горе
 Польется на народ, и часто будто море.
 Сия причина есть, венчанныя крови
 Имети более к отечеству любви.
 Вторая важная любви сея причина,
 Что вашего уж нет на свете больше чина,
 Отечество дает утехи больше вам;
 Так долг его любить вам больше, нежель нам.
 Причина первая из должности единой,
 А в воздаяние вам мы и наш живот;
 Из благодарности другая вам причиной
 За приношенье жертв любити свой народ.
 Судьбами таковы порядки учрежденны:
 Рожденны мы для вас, а вы для нас рожденны.
 Благополучными одним нельзя вам быть:
 Коль любите себя, вы должны нас любить.
 Льстецы не обществу работать осужденны,
 Льстецы боготворят ласкательством царей,
 О пользе не его пекутся, о своей;
 Не сын отечества — ласкатель, но злодей.
 Коль хочет наказать царя когда создатель,
 Льстецами окружит со всех сторон его,
 Не зрит он верного раба ни одного,
 И будет он врагам своим щедрот податель,
 Которые за тьму к себе его наград,
 Ругаяся ему, влекут его во ад
 И, разверзая всю геенскую утробу,
 Сынам отечества влекут его во злобу.
 В ласкательстве сию имеет, пользу он.
 Таков Калигула был в Риме и Нерон:
 Все жители земли гнушаются их прахом.
 Царь мудрый подданных любовию, не страхом,
 Имея истину единую в закон,
 К повиновению короны привлекает
 И сходны с естеством уставы изрекает.
 Елисавета- мать, а Петр нам был отец:
 Они правители душ наших и сердец.
 Правительствовати едины те довлеют,
 В сердца которые повиновенье сеют,
 Чьи собственны сердца наполнены щедрот,
 Которы жалости в себе плоды имеют
 И больше, как карать, вас миловать умеют,
 То помня, сколько слаб и страстен смертных род.
 Но с слабостию я злодейства не мешаю,
 И беззаконников я сим не утешаю:
 Рождаются они ко общему вреду
 И подвергаются строжайшему суду.
 Муж пагубный грешит от предприятья злаго,
 Царь праведный грешит, ему являя благо,
 И тако тяжкий грех злодея извинить,
 Но тяжче грех еще за слабости казнить.
 Который человек преступку не причастен?
 Един бесстрастен бог: кто смертен, тот и страстен.
 Не мог Тит слез своих во оный час отерть,
 Когда подписывал сей муж великий смерть.
 Владычица сих стран, родившися беззлобна,
 На оно и руки поднята неудобна.
 Блажен такой народ, которому приязнь
 Соделать может то, что сделать может казнь,
 И счастлив будешь ты, когда тебя порода
 Возвысит на престол для счастия народа.

