Три дня купеческая дочь
 Наташа пропадала;
 Она на двор на третью ночь
 Без памяти вбежала.
 С вопросами отец и мать
 К Наташе стали приступать.
 Наташа их не слышит,
 Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
 И долго приступали,
 И отступились наконец,
 А тайны не узнали.
 Наташа стала, как была,
 Опять румяна, весела,
 Опять пошла с сестрами
 Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
 С подружками своими,
 Сидела девица — и вот
 Промчалась перед ними
 Лихая тройка с молодцом.
 Конями, крытыми ковром,
 В санях он, стоя, правит,
 И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
 Наташа поглядела,
 Он вихрем мимо пролетел,
 Наташа помертвела.
 Стремглав домой она бежит.
 «Он! он! узнала! — говорит,—
 Он, точно он! держите,
 Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья,
 Качая головою;
 Отец ей: «Милая моя,
 Откройся предо мною.
 Обидел кто тебя, скажи,
 Хоть только след нам укажи».
 Наташа плачет снова.
 И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор
 Нежданная приходит.
 Наташу хвалит, разговор
 С отцом ее заводит:
 «У вас товар, у нас купец:
 Собою парень молодец,
 И статный, и проворный,
 Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
 Не кланяется в пояс,
 А как боярин между тем
 Живет, не беспокоясь;
 А подарит невесте вдруг
 И лисью шубу, и жемчуг,
 И перстни золотые,
 И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
 Ее за воротами;
 Не по рукам ли, да с двора,
 Да в церковь с образами?»
 Она сидит за пирогом
 Да речь ведет обиняком,
 А бедная невеста
 Себе не видит места.
«Согласен,— говорит отец,—
 Ступай благополучно,
 Моя Наташа, под венец:
 Одной в светелке скучно.
 Не век девицей вековать,
 Не все касатке распевать,
 Пора гнездо устроить,
 Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась
 И слово молвить хочет —
 Вдруг зарыдала, затряслась,
 И плачет, и хохочет.
 В смятенье сваха к ней бежит,
 Водой студеною поит
 И льет остаток чаши
 На голову Наташи.
Крушится, охает семья.
 Опомнилась Наташа
 И говорит: «Послушна я,
 Святая воля ваша.
 Зовите жениха на пир.
 Пеките хлебы на весь мир,
 На славу мед варите
 Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой!
 Готов тебе в забаву
 Я жизнь отдать!» — И пир горой;
 Пекут, варят на славу.
 Вот гости честные нашли,
 За стол невесту повели;
 Поют подружки, плачут,
 А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол,
 Звенят, гремят стаканы,
 Заздравный ковш кругом пошел;
 Все шумно, гости пьяны.
Ж е н и х
А что же, милые друзья,
 Невеста красная моя
 Не пьет, не ест, не служит:
 О чем невеста тужит?
Невеста жениху в ответ:
 «Откроюсь наудачу.
 Душе моей покоя нет,
 И день и ночь я плачу:
 Недобрый сон меня крушит».
 Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
 Скажи нам, что такое,
 Дитя мое родное?»
«Мне снилось,— говорит она,—
 Зашла я в лес дремучий,
 И было поздно; чуть луна
 Светила из-за тучи;
 С тропинки сбилась я: в глуши
 Не слышно было ни души,
 И сосны лишь да ели
 Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву,
 Изба передо мною.
 Я к ней, стучу — молчат. Зову —
 Ответа нет; с мольбою
 Дверь отворила я. Вхожу —
 В избе свеча горит; гляжу —
 Везде сребро да злато,
 Все светло и богато».
Ж е н и х
А чем же худ, скажи, твой сон?
 Знать, жить тебе богато.
Н е в е с т а
Постой, сударь, не кончен он.
 На серебро, на злато,
 На сукна, коврики, парчу,
 На новгородскую камчу
 Я молча любовалась
 И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ…
 Подъехали к крылечку.
 Я поскорее дверью хлоп
 И спряталась за печку.
 Вот слышу много голосов…
 Взошли двенадцать молодцов,
 И с ними голубица
 Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
 Икон не замечая;
 За стол садятся, не молясь
 И шапок не снимая.
 На первом месте брат большой,
 По праву руку брат меньшой,
 По леву голубица
 Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон,
 Разгульное похмелье…
Ж е н и х
А чем же худ, скажи, твой сон?
 Вещает он веселье.
Н е в е с т а
Постой, сударь, не кончен он.
 Идет похмелье, гром и звон,
 Пир весело бушует,
 Лишь девица горюет.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьет
 И током слезы точит,
 А старший брат свой нож берет,
 Присвистывая точит;
 Глядит на девицу-красу,
 И вдруг хватает за косу,
 Злодей девицу губит,
 Ей праву руку рубит.
«Ну это,— говорит жених,—
 Прямая небылица!
 Но не тужи, твой сон не лих,
 Поверь, душа-девица».
 Она глядит ему в лицо.
 «А это с чьей руки кольцо?» —
 Вдруг молвила невеста,
 И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит,
 Жених дрожит, бледнея;
 Смутились гости.— Суд гласит:
 «Держи, вязать злодея!»
 Злодей окован, обличен
 И скоро смертию казнен.
 Прославилась Наташа!
 И вся тут песня наша.
Анализ стихотворения «Жених» Пушкина
Летом 1824 года Пушкин был сослан в имение своей матери Михайловское. После Одессы он погрузился в тихий умиротворенный быт псковской глубинки. Наступила творческая Михайловская осень. Именно здесь, под впечатлением сказок своей няни, Пушкин пишет свое стихотворение «Жених».
Жизнь, по мнению самого поэта, текла однообразно: вставал поздно, ездил на своем коне по лугам и деревням, а вечером у камина – сказки.
Стихотворение, баллада или сказка?
Сам Пушкин назвал это произведение «простонародной сказкой». Сюжет «Жениха» похож на сюжет баллад: это мог быть какой-то необычный случай, историческое событие, фантастическое или таинственное происшествие. Главной героиней в стихотворении выступает Наташа – купеческая дочь. Почему же А.Пушкин назвал свое произведение не именем героини, а «Жених». Уже в названии автор дает понять, что основная фабула сказки будет развиваться вокруг жениха.
Динамика сказки
С первых слов стихотворения чувствуется нарастающая динамика. Наташа возвращается домой, после трех дней отсутствия, испуганная, в слезах. На вопросы не отвечает. Потом на полстрофы накал чуть остывает, а затем еще более взрывается. Наташа узнала в молодце, проезжавшем мимо, того, кто так ее напугал. Она чувствует тревогу и угрозу. Ее опасения оправдались; наутро приезжает сваха и, восхваляя жениха, сватает невесту.
Устои русской жизни в середине XIX века
И вот здесь мы сталкиваемся с устоями семейной дворянской, купеческой или крестьянской жизни того времени. Патриархат! Беспрекословное подчинение главе семейства. Отца не слишком беспокоит будущее дочери. Главное, по его мнению, что жених богат, а кто он, откуда, какого роду — племени, его не волнует. Было принято, что предложение руки и сердца женихом невесте осуществлялось через сваху. Наташа уступает, но в ней просыпается воля к жизни и желание наказать убийцу невинной девицы. Недаром она говорит:- «На славу мед варите, да суд на пир зовите».
Конец сказки
А на пиру развивается кульминация всего стиха. Наташа рассказывает о событиях, свидетелем которых она была, в иносказательной форме. Как будто все это ей приснилось. Атмосфера накаляется с момента ее повествования. Чувствуется напряжение жениха, которое проявляется в его репликах. Он старается остановить рассказ Наташи, но это ему не удается. Последним штрихом обвинения в убийстве явилось предъявленное кольцо.


 (33 оценок, среднее: 4,39 из 5)
 (33 оценок, среднее: 4,39 из 5)
Начало стихотворения очень похоже на романтичную историю. Непонятно, зачем было до пира доводить, если жених разбойником был?
У Пушкина был дар, жаль, что он чаще всего растрачивал его на подобные байки с элементами рифмы.
Стих как маленькая история жизни, читается легко, как басня)))))))) прекрасно написано,легко
класс
Я 3 классе наизи выучил
Между нами
Провода
ГОРОДА
ДА ДА ДА!
Я сказал иди сюда
И ты сказала
ДА ДА ДА!
очень классный и интересный стих
Я записывала этот стих в читательской дневник и мне очень оно понравилось