Чудесный жребий совершился:
 Угас великий человек.
 В неволе мрачной закатился
 Наполеона грозный век.
 Исчез властитель осужденный,
 Могучий баловень побед,
 И для изгнанника вселенной
 Уже потомство настает.
О ты, чьей памятью кровавой
 Мир долго, долго будет полн,
 Приосенен твоею славой,
 Почий среди пустынных волн…
 Великолепная могила!
 Над урной, где твой прах лежит,
 Народов ненависть почила
 И луч бессмертия горит.
Давно ль орлы твои летали
 Над обесславленной землей?
 Давно ли царства упадали
 При громах силы роковой;
 Послушны воле своенравной,
 Бедой шумели знамена,
 И налагал ярем державный
 Ты на земные племена?
Когда надеждой озаренный
 От рабства пробудился мир,
 И галл десницей разъяренной
 Низвергнул ветхий свой кумир;
 Когда на площади мятежной
 Во прахе царский труп лежал,
 И день великий, неизбежный —
 Свободы яркий день вставал, —
Тогда в волненье бурь народных
 Предвидя чудный свой удел,
 В его надеждах благородных
 Ты человечество презрел.
 В свое погибельное счастье
 Ты дерзкой веровал душой,
 Тебя пленяло самовластье
 Разочарованной красой.
И обновленного народа
 Ты буйность юную смирил,
 Новорожденная свобода,
 Вдруг онемев, лишилась сил;
 Среди рабов до упоенья
 Ты жажду власти утолил,
 Помчал к боям их ополченья,
 Их цепи лаврами обвил.
И Франция, добыча славы,
 Плененный устремила взор,
 Забыв надежды величавы,
 На свой блистательный позор.
 Ты вел мечи на пир обильный;
 Все пало с шумом пред тобой:
 Европа гибла — сон могильный
 Носился над ее главой.
И се, в величии постыдном
 Ступил на грудь ее колосс.
 Тильзит!.. (при звуке сем обидном
 Теперь не побледнеет росс) —
 Тильзит надменного героя
 Последней славою венчал,
 Но скучный мир, но хлад покоя
 Счастливца душу волновал.
Надменный! кто тебя подвигнул?
 Кто обуял твой дивный ум?
 Как сердца русских не постигнул
 Ты с высоты отважных дум?
 Великодушного пожара
 Не предузнав, уж ты мечтал,
 Что мира вновь мы ждем, как дара;
 Но поздно русских разгадал…
Россия, бранная царица,
 Воспомни древние права!
 Померкни, солнце Австерлица!
 Пылай, великая Москва!
 Настали времена другие,
 Исчезни, краткий наш позор!
 Благослови Москву, Россия!
 Война по гроб — наш договор!
Оцепенелыми руками
 Схватив железный свой венец,
 Он бездну видит пред очами,
 Он гибнет, гибнет наконец.
 Бежат Европы ополченья!
 Окровавленные снега
 Провозгласили их паденье,
 И тает с ними след врага.
И все, как буря, закипело;
 Европа свой расторгла плен;
 Во след тирану полетело,
 Как гром, проклятие племен.
 И длань народной Немезиды
 Подъяту видит великан:
 И до последней все обиды
 Отплачены тебе, тиран!
Искуплены его стяжанья
 И зло воинственных чудес
 Тоскою душного изгнанья
 Под сенью чуждою небес.
 И знойный остров заточенья
 Полнощный парус посетит,
 И путник слово примиренья
 На оном камне начертит,
Где, устремив на волны очи,
 Изгнанник помнил звук мечей,
 И льдистый ужас полуночи,
 И небо Франции своей;
 Где иногда, в своей пустыне
 Забыв войну, потомство, трон,
 Один, один о милом сыне
 В унынье горьком думал он.
Да будет омрачен позором
 Тот малодушный, кто в сей день
 Безумным возмутит укором
 Его развенчанную тень!
 Хвала! он русскому народу
 Высокий жребий указал
 И миру вечную свободу
 Из мрака ссылки завещал.
Анализ стихотворения «Наполеон» Пушкина
Известие о смерти Наполеона побудило Александра Сергеевича Пушкина к созданию произведения, где он пытался понять феномен этого корсиканца, ставшего королем.
Стихотворение написано в 1821 году. Его автору 22 года, он вступил на государственную службу, однако к этому моменту там уже начались неприятности, приведшие поэта в Кишинев. Тут он много пишет, имеет возможность отлучаться к друзьям. По жанру — ода, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 15 строф. Рифмы открытые и закрытые. Столь длинное лирическое высказывание — не просто ода, а ода на кончину.
Интонация взволнованная, лексика возвышенная, местами устаревшая: приосенен славой, почий (покойся) среди волн, и се, полнощный парус. Стихи явно романтического направления. Молодой поэт судит о Наполеоне как о «великом человеке». Приговор над ним совершен: он мертв. «Ненависть народов» и «луч бессмертия» парадоксально сходятся над этой могилой. «Великан» налагал «ярем державный» на земные племена: здесь фигура Наполеона вырастает до размеров бича Божьего, пришельца из иного, потустороннего мира, покорившего царства Земли. «Свободы яркий день вставал»: французскую революцию поэт в молодости воспринимал восторженно. Он считал, что только жажда «самовластья» одного человека приостановила какую-то чудную эпоху для Франции, которая могла бы стать образцом для всего остального мира. «Европа гибла»: новый император оказался не освободителем, а завоевателем. «Тильзит»: по условиям этого мирного договора Россия признавала власть Наполеона над покоренными им странами, отказывалась от торговли с Англией, выводила войска. «Надменный!» Поэт словно обращается лично к Наполеону. «Кто обуял твой дивный ум?»
Далее идут картины Отечественной войны 1812 года. «Как сердца русских не постигнул?» Поэт с гордостью восхваляет славу русского оружия. «Благослови Москву, Россия!» — одно из многих восклицаний этого произведения. «Зло воинственных чудес» закончилось. Все народы повергли в прах тирана. И вот он уже страдает от бессонницы в своем изгнании, прежнее величие забыто, он скучает по сыну. Этот мальчик, кстати, умер в юности от чахотки. Поэт грозит «позором» тем, кто укорит «развенчанную тень». И вновь напыщенно благодарит за хоть и кровавое, но сладкое слово «свобода». Оксюмороны: погибельное счастье, блистательный позор. Олицетворения: новорожденная свобода, Франция устремила взор.
Образ властителя раскрыт А. Пушкиным в присущей ему в те годы романтической трактовке. Он не скрывает своего восхищения этим человеком, хотя и видит в нем тирана.


 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)