Есть в напевах твоих сокровенных
 Роковая о гибели весть.
 Есть проклятье заветов священных,
 Поругание счастия есть.
 И такая влекущая сила,
 Что готов я твердить за молвой,
 Будто ангелов ты низводила,
 Соблазняя своей красотой…
 И когда ты смеешься над верой,
 Над тобой загорается вдруг
 Тот неяркий, пурпурово-серый
 И когда-то мной виденный круг.
 Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
 Мудрено про тебя говорят:
 Для иных ты — и Муза, и чудо.
 Для меня ты — мученье и ад.
 Я не знаю, зачем на рассвете,
 В час, когда уже не было сил,
 Не погиб я, но лик твой заметил
 И твоих утешений просил?
 Я хотел, чтоб мы были врагами,
 Так за что ж подарила мне ты
 Луг с цветами и твердь со звездами —
 Всё проклятье своей красоты?
 И коварнее северной ночи,
 И хмельней золотого аи,
 И любови цыганской короче
 Были страшные ласки твои…
 И была роковая отрада
 В попираньи заветных святынь,
 И безумная сердцу услада —
 Эта горькая страсть, как полынь!
Анализ стихотворения «К Музе» Блока
Стихи «К Музе» Александр Блок включил в цикл с красноречивым названием «Страшный мир».
Стихотворение датируется декабрем 1912 года. Этот год начался для поэта с болезни, никуда не делись и затянувшийся творческий кризис, и недовольство собой и жизнью. Непросто складываются и семейные отношения. В жанровом отношении – философская лирика, обращение, приговор, противоборство. Лирический герой – как заклинатель змеи, впрочем, иногда он меняется с Музой местами. В этот период А. Блок пытается выйти за рамки своей символистской славы и так называемой зоны комфорта, оторвать от себя щупальца декадентства, глотнуть свежего воздуха. Лексика возвышенная, обманчиво классическая – лишь по форме, но не по духу. Традиционная ода желанной Музе здесь выглядит как выяснение отношений. Противопоставляя себя этому миру, блуждая в представлениях о себе как об избранном, любой поэт рискует разрушить и себя, и жизнь окружающих. Вначале он лишается идеалов, счастья, целей, а потом – и самой жизни. Собственно, недаром тот же Б. Пастернак позднее утверждал, что поэт обязан и одержать победу над стихией творчества, и сохранить в себе жизнеутверждающее начало.
«Ангелов низводила»: то есть, совращала с истинного пути. «Смеешься над верой»: в те годы поэт больше тяготел к мистике, чем к христианству, которое, как он считал, уже неспособно дать ответы на вызовы современности. Впрочем, теперь Муза, кажется, смеется и над его былой Прекрасной Дамой. «Зла, добра ли»: поэт уже привык мыслить вне этих категорий. «Ты ад»: ее утешение временное, рассыпающееся в прах на рассвете, как морок. Но он уже вкусил эту горькую отраву, подчинился ее воле. «Проклятье красоты»: в минуты вдохновения поэту чудилось, что тайны бытия вот-вот откроются перед ним. Но годы шли, а он все тот же созерцатель непостижимых, дразнящих «лугов и звезд». Ряд ярких сравнений, на первый взгляд, комплиментов, завершает стихотворение. «Золотого аи»: отсылка к стихам А. Пушкина, собрата по перу, где упоминается это вино. «Была отрада»: то есть, опьянение прошло. Он хотел бы выстроить новые взаимоотношения с Музой, заключить перемирие. В стихе россыпь эпитетов (заветов священных, пурпурово-серый круг (это еще и индивидуально-авторский эпитет), страшные ласки). Рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Устаревшие слова (счастия, любови). Несколько вопросов, недоговоренность, ряд выразительных тире, единственное восклицание в финале. Многосоюзие, перечисления. Антитеза (для иных, для меня). Инверсия (подарила ты, загорается круг). Сравнение (как полынь).
В стихотворении «К Музе» поэт исследует бездны творчества и собственной души.

